О значении терминов «общение», «речь» и «язык»

Чтобы научиться пользоваться языком и обучить ему, сформировать навыки и умения этикетного говорения на первой ступени образования, мы должны определить значение терминов «общение», «речь» и «язык», их функции, характерные особенности и различия.

С.И.Ожегов определяет значение слова общение как «взаимные сношения, деловая или дружеская связь». Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.М.Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии – Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления в речи. Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийся в исследованиях Л.С. Выготского, удивительно точно передает В.С. Библер: «Процесс погружения социальных связей вглубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть – в логическом плане – процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных «образов культуры», ее готовых феноменов в культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в «точке» личности. Объективно развитая культура оказывается обращенной в будущее формой творчества новых, еще не существующих, но только возможных «образов культуры». Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…».

Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения, учится владеть дыханием и голосом, интонациями.

Родную речь, ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения.

М.Р.Львов в своих статьях отмечает, что орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народа. В языке отразилась вся жизнь народа. К.Д.Ушинский писал, что язык народа – это лучший учитель, учивший новые поколения тогда, когда не было еще ни книг, ни школ.
Раскроем значение термина «речь». Первое значение – это речь, как процесс, как деятельность: «механизмы речи», «органы речи». Второе значение – это речь как продукт речевой деятельности, синоним = текст; «культура речи», «анализ речи учащихся». Третье значение – один из ораторских жанров.

Речь может быть определена через язык, например, «деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С.). Но она может быть определена и через общение: это вербальное общение (в отличие от невербального, с помощью неязыковых знаков: через поступки, жесты, мимику, через прикосновения – тактильная речь).
Четкого разграничения языка и речи в научной литературе по языкознанию не делалось. Лишь во второй половине XX в. практику вошли и закрепились понятия «детская речь», «развитие речи учащихся», «культура речи», «стили речи». Впервые научное разграничение языка и речи осуществил швейцарский франкоязычный лингвист Фердинанд де Соссюр, его заслуженно считают основателем теории речи в мировой науке. В России над этим вопросом работали А.А.Потебня, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Л.В.Щерба, психологи Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия; психолингвисты А.А.Леонтьев, В.Г.Степанов, за рубежом – Дж.Миллер, Н.Хомски, Д.Слобин и др.

Сходство языка и речи в первую очередь в том что, в сущности, это две стороны одного и того же предмета. Так, Л.В.Щерба в языке видел три аспекта: структуру языка (словарь, грамматику, систему звуков – уровни языка); механизмы речи, или языковую прагматику; материал языка, т.е. совокупность всего, что на языке написано, произнесено, в первую очередь это литература.
В речи используется все богатство языка, все его выразительные возможности. В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений. В речевой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковой вкус эпохи» (В.Г. Костомаров).

М.Р. Львов приводит следующие различия языка и речи:

Язык – как знаковая система используется людьми для формирования и выражения мысли, для общения с другими людьми.

Речь – это само общение средствами языка, один из видов общения – вербальное общение. Прагматика языка, т.е. его использование.

Язык стремится к стабильности, он консервативен, он принимает новшества не сразу, лишь под давлением требований его носителей. Например, русский язык эпохи А.С.Пушкина нам – спустя 200 лет – не только вполне понятен, но и служит образцом.

Речь свободнее языка, она допускает вольности, именно в речи массы людей появляются новые слова.

Язык – стабилизирует, сплачивает, народность, нацию, государство и даже многие народы («язык межнационального общения»).

Речь, являясь реализацией языка, разумеется, тоже объединяет людей одной народности и даже разных национальностей, но в то же время порождает жаргоны, арго, профессионализмы, индивидуальные особенности людей. Иными словами, речь подчинена центробежным тенденциям. Речь как процесс обладает определенным темпом, продолжительностью, громкостью.

Языку такие характеристики не свойственны. Его знаки, разумеется, отражают реальности жизни, но он не целенаправлен, не зависит от текущей жизни, но он не целенаправлен, не зависит от ситуаций текущей жизни.

Речь же всегда целенаправленна, она ситуативно обусловлена, определена целями говорящего.
Язык же безразличен к тому содержанию, которое он обслуживает.

Речь всегда подвержена качественной оценке, в том числе и с позиций нравственности: можно сказать «правдивая речь» или «лживая речь», «искренняя речь» или «лицемерная речь», «красивая, выразительная речь» или «неряшливая, нецензурная речь, безграмотная речь».

В речи отражается личность говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении жизни, образовательный, культурный уровень человека, его увлечения, его опыт. Вильгельм Гумбольдт писал: «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности».

По мере углубления в науку речь все более «обрастает» так называемыми невербальными компонентами общения: жестами, мимикой, пантомимой, оттенками голоса и интонаций, элементами обстановки или фоном общения, умолчаниями, прежним опытом. На последнем основывается аллюзия – намек, доступный пониманию немногих людей, иногда – всего двоих: они друг друга понимают с полуслова, а окружающие не понимают ничего. Поэтому в современной лингвистике активно развивается теория дискурса (франц. – речь как акт, действие; как событие). Дискурс – это речь, погруженная в жизнь, один из компонентов взаимодействия людей. Дискурс предполагает создание, моделирование «фреймов» и сценариев, дальнейшее развитие этих ситуаций. Дискурс обращен так же к ментальным факторам, к особенностям восприятия речи: ее темпа, стилевого ключа общения, форм этикета.

Особенно тесно сближает язык и речь функции языка (Е.И.Силантьев), ибо все они реализуются через речевую деятельность. В курсах общего языкознания обычно указываются и описываются следующие функции языка:

  • функция сообщения, или информационная функция;
  • коммуникативная функция;
  • функция сохранения информации;
  • эмотивная функция (выражение чувств, эмоций),
  • функция воздействия на других людей: это приказ, просьба, убеждение, побуждение к каким-то действиям;
  • функция формирования и выражения мысли (внутренняя речь);
  • регулятивная функция внешней и особенно внутренней речи обнаруживается в поведении человека: это план предстоящих действий субъекта, это устройство человеческих взаимоотношений.

Язык по своей сложности, богатству, гибкости, несомненно, величайшее из всего, что создано человечеством, это инструмент его мудрости. Но не следует забывать, внешняя и внутренняя, устная и письменная, бытовая и художественная. Великий Сократ сказал однажды своему ученику: «Заговори, что бы я тебя увидел».

Ирина Петровна Балабанова

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*